Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что избирательные права гарантированы гражданам
Конституцией Российской Федерации, согласно которой носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ,
осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и
органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа
являются референдум и свободные выборы (ч. 1 - 3 ст. 3); граждане РФ имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать
и быть избранными в органы государственной власти, гражданам гарантируется равенство
избирательных прав (ч. 1 и 2 ст. 32).
1. Правовое регулирование и защита избирательного права
1.1. Правовое регулирование избирательного права
Основным источником российского избирательного права является Конституция РФ, нормы
которой выступают в качестве основы для развития российского законодательства, в том числе и
2
всей системы избирательного законодательства. Конституция РФ содержит принцип
народовластия, выступающего основой конституционного строя РФ (ст. 3). Положения,
содержащие избирательные права российских граждан, определены в ст. 32 Конституции РФ, в
которой закреплены права граждан избирать и быть избранными как в органы государственной,
так и в органы местной власти, т.е. всего лишь указывают на активное и пассивное избирательное
право, а также на перечень основных принципов всеобщего, равного, прямого избирательного
права при тайности голосования применительно к выборам Президента РФ. При этом
закрепляются ограничения в осуществлении избирательных прав: им не обладают граждане,
которые признаны недееспособными на основании решения суда, а также находящиеся в местах
лишения свободы по приговору суда. На конституционном уровне определены федеральные
государственные органы, которые непосредственно избираются гражданами РФ: Президент РФ -
глава государства и Государственная Дума.
При минимальном количестве норм избирательного права в Конституции РФ, содержащихся в
различных ее главах и статьях (ст. 3, ст. 32, ст. 81, ст. 97, ст. 130 и др.), следует говорить о ее сугубо
формальном и несколько отвлеченном характере, вследствие чего возникают определенные
препятствия в процессе совершенствования избирательного законодательства, иначе говоря,
потребность в отдельной главе в Конституции РФ об избирательном праве (избирательной
системе) существует, и предложения об этом систематически высказываются в юридической
литературе. В полном объеме разрешить эти проблемы лишь средствами избирательного
законодательства не представляется возможным. Отсутствие в Конституции РФ отдельной главы
об избирательном праве (избирательной системе) стало причиной законодательного закрепления
принципов избирательного права. Как справедливо отмечает М.В. Баглай, основные принципы
избирательного права применительно ко всем органам публичной власти и должностным лицам
нуждаются не только в законодательных, но и в конституционных гарантиях.
При этом следует отметить, что в учредительных актах более 20 субъектов РФ содержатся
специальные главы, посвященные избирательной системе или институтам непосредственной
демократии, в которых в общей форме наряду с иными вопросами, касающимися избирательного
права и институтов прямой демократии в целом, определены принципы проведения выборов на
территории конкретного субъекта РФ. Конституции и уставы остальных субъектов РФ содержат
нормы избирательного права, аналогичные нормам действующей Конституции РФ.
1.2. Понятие и защита избирательных прав
Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека принимать участие
в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных
представителей и устанавливает, что основой власти правительства должна быть воля народа,
которая должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах,
проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования и
обеспечивающих свободу голосования (п. 1 и 3 ст. 21).
Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает право каждого
гражданина на участие без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных
ограничений в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство
свободно выбранных представителей (п. «a» ст. 25).
3
Конвенция о защите прав человека и основных свобод обязывает присоединившиеся к ней
государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы в органы
законодательной власти в условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа
(ст. 3 Протокола N 1 к Конвенции).
Приведенные положения международных правовых актов и конституционные предписания
получили свое развитие в российском избирательном законодательстве, установившем в
государстве систему свободных выборов и закрепившем широкий перечень избирательных прав
граждан, основным из которых является право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
Однако для реального осуществления любого гарантированного государством права последнее
должно быть обеспечено средствами судебной защиты, а также механизмом ответственности за
его нарушение.
Поскольку права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления отнесены Конституцией и нормами международного права к числу
основополагающих, фундаментальных, то российским законодателем предусмотрен действенный
механизм судебной защиты избирательных прав, содержащий в своей структуре несколько видов
судопроизводства, в котором нарушенные права подлежат защите (конституционное, уголовное,
административное судопроизводство и производство по делам об административных
правонарушениях).
В рамках уголовного производства и производства по делам об административных
правонарушениях гарантированные гражданам избирательные права получают защиту путем
реализации механизма ответственности и применения наказания к лицам, виновным в
нарушении избирательного законодательства. В конституционном производстве акты
избирательного законодательства могут оспариваться гражданами и иными субъектами
избирательного процесса на предмет их соответствия Конституции.
2. Актуальные вопросы избирательного права
2.1. Проблемы реализации избирательного права
Современное российское избирательное право, помимо своего прямого предназначения
(регулирование избирательных отношений), является своеобразным индикатором отношения
власти к народу. В течение последних двух десятилетий индикатор перманентно показывает
достаточно высокую степень недоверия власти народу. О чем (если не прямо, то косвенно)
свидетельствует непрекращающееся и изобретательное «совершенствование» избирательного
законодательства. Такое «совершенствование» позволяет власти в любое время и по своему
усмотрению вмешаться в свободное волеизъявление граждан и навязать свою волю. Примерами
могут быть не совсем понятные для обывателей, но, очевидно, необходимые для власти
постоянные изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и наделения
полномочиями глав субъектов Федерации (о чем в негативном ключе не отозвался только
ленивый). Недоверие проглядывает и в других крупных и малых препятствиях, которые
избирательные законы неутомимо устанавливают на пути кандидатов к заветным выборным
должностям. Некоторые из них настолько незаметны, что на них мало кто обращает внимание.
4
Тем не менее неожиданно и они создают реальные, фактически непреодолимые барьеры для
кандидатов.
При реализации субъективного избирательного права со всей очевидностью приходит понимание
того, что право есть мера возможного и, еще точнее, мера дозволенного поведения. В широком
смысле избирательное право - «конституционное право граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также
право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в
наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление
итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в
порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации» (п. 28 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). На
существо (основное содержание) этого права государство, как правило, не посягает. Между тем
помимо основного содержания избирательное право включает в себя и другие возможные
(дозволенные) действия (правомочия). И вот эти другие правомочия фактически полностью
зависят от усмотрения государства. По мнению ЕСПЧ, «любой закон о выборах всякий раз должен
рассматриваться в свете политического развития страны, так что некоторые моменты,
неприемлемые в рамках одной определенной системы, могут быть оправданными в другой.
Однако признаваемое за государством подобное поле маневра ограничивается его обязанностью
соблюдать основополагающий принцип статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции, а именно принцип
«свободного волеизъявления народа при выборе законодательной власти». Исходя из этого одно
и то же избирательное право в разных государствах может иметь разный объем (разное
содержание).
2.2. Проблемные аспекты правового регулирования избирательного права
В мае 2017 года приняты два новых федеральных закона, которые, расширяя территориальные
возможности реализации активного избирательного права, позволяют, по образному выражению
председателя Центральной избирательной комиссии Э.А. Памфиловой, вывести людей «из такого,
скажем, крепостного избирательного права». В рамках настоящей статьи сделана попытка
разобраться в законодательных новеллах, сформулировать (до конца не устраненную) проблему
территориальной закрепощенности избирателей и обозначить возможные пути ее решения.
Поскольку активное избирательное право осуществляется на определенной территории,
постольку возникает вопрос о том, где наши граждане имеют возможность его реализовать.
Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплены два базовых
положения для определения территориальных границ осуществления активного избирательного
права (п. 4 ст. 4). Рассмотрим последовательно каждое из них и покажем их конкретизацию в
других статьях этого закона, а также в иных законодательных актах.
1. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого
расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места
жительства во время проведения выборов в округе, в котором расположено данное место
5
жительства, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы
государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.
В связи с тем что территория избирательного округа разбивается на несколько избирательных
участков, «прикрепленность» граждан к избирательному округу дополняется
«прикрепленностью» к конкретному избирательному участку по месту жительства, на котором
они включаются в список избирателей (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ).
Таким образом, активным избирательным правом гражданин обладает в пределах
избирательного округа по месту жительства, и если в день голосования он находится: а) за
пределами избирательного участка, в котором он включен в списки избирателей, но пределах
данного округа или б) вообще вне территории округа, то ему должна быть представлена
возможность проголосовать (назовем это общей нормой). Ранее такая возможность
предоставлялась путем досрочного голосования либо с помощью открепительных удостоверений.
Теперь на двух видах выборов (Президента и в органы государственной власти субъекта РФ)
избиратель, который будет находиться в день голосования вне места жительства, вправе подать в
избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего
нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.
Заключение
В завершение следует заметить, что при рассмотрении всей страны как публично-правового
образования, а всего российского народа как публичного коллектива, который является
единственным источником власти, в качестве показателя принадлежности к данному публичному
коллективу выступает включенность в правовые отношения гражданства Российской Федерации,
т.е. юридический факт наличия российского гражданства.
Тогда на федеральных выборах активным избирательным правом должны быть наделены ВСЕ
российские граждане, образующие в своей совокупности публичный коллектив, именуемый
российским народом, независимо от того, в какой точке земного шара они находятся в день
голосования и где зарегистрированы по месту жительства или временного пребывания. На
региональных и муниципальных выборах нахождение гражданина на территории региона или
муниципального образования еще не свидетельствует о его принадлежности к соответствующему
публичному коллективу.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 //
Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966
Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН //
Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
6
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-
ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
6. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N
8, ст. 740.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 171.
8. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //
Российская газета, N 152, 10.08.1993.
9. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (п. 29 (1)) «Правила регистрации и
снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, N
30, ст. 2939.
10. Избирательный кодекс города Москвы от 06.07.2005 N 38 (п. 6 ст. 4, п. 2 ст. 8, п. 7 ст. 10) //
Ведомости Московской городской Думы, 19.08.2005, N 8, ст. 166.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 32-П // СПС
«КонсультантПлюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П «По делу о толковании
статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ, 13.07.2015, N 28, ст. 4335.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 32-П // ВКС РФ. 2013. N 3 // СПС
«КонсультантПлюс».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П // ВКС РФ. 2014. N 1 3 //
СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Конституционного Суда от 30.10.2003 N 15-П; Постановление
Конституционного Суда от 22.06.2010 N 14-П // СПС «КонсультантПлюс».
16. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М., 2011. С. 410.
17. Бурашникова Н.А. Механизм судебной защиты избирательных прав в российском
административном судопроизводстве // Судья. 2018. N 1. С. 47 - 52.
18. Мигущенко О.Н. Вовлечение населения в избирательный процесс: задачи избирательной
кампании 1931 года // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 7.
19. Писарев А.Н. Актуальные проблемы обеспечения соразмерности устанавливаемых в
законодательстве Российской Федерации ограничений основных прав и свобод человека и
7
гражданина конституционно значимым целям // Права и свободы человека и гражданина:
теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы ежегодной Межд. научн. конф.
памяти профессора Ф.М. Рудинского / Под общ. ред. Д.А. Пашенцева. Рязань: Концепция, 2016.
20. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная
власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 51.
21. Саликов М.С. Избирательное законодательство как политический инструмент государства:
постконституционная эволюция // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 63.
22. Степанова А.А. Конституция, конституционализм, конституционализация правовых систем:
актуальное соотношение понятий и трендов: Сборник статей по материалам Международной
НПК, посвященной 20-летию Конституции РФ. Тверь, 2013. С. 338.
23. Черепанов В.А. Избирательное право: новые законы и старая проблема // Российская
юстиция. 2017. N 9. С. 51.